пятница, 25 декабря 2020 г.

SEO-итоги 2020 года: крутить-не перекрутить

 

Последняя пятница года – традиционное время вспомнить основные события, повлиявшие на рынок отечественной SEO-индустрии в уходящем году.

Непростой во всех отношениях 2020-й год в отечественной SEO-индустрии прошел под «пиратским флагом» накрутки поведенческих факторов в Яндексе.  Крутить стали много, крутить стали массово, крутить стали почти все. Если в начале года в профессиональных сообществах и соцсетях частенько мелькали «крики души» различных специалистов о том, что крутить им, ох как не хочется, но белыми методами уже практически не получается достойно противостоять накручивающим конкурентам, то к концу года риторика сменилась. Те самые специалисты стали публиковать успешные кейсы со скриншотами динамики позиций, демонстрирующие головокружительные прыжки из ниоткуда в топ. А дружеские подколки френдов типа «Чем крутишь?» остаются без ответов в стиле благородного гнева «Кто – я? Да никогда!». Что красноречиво свидетельствует о том, что призрачный морально-этический рубикон уже пройден и накрутка поведенческих факторов в Яндексе стала практически отраслевым стандартом. А наиболее ушлые представители отрасли даже организовали курсы по обучению накрутке. Неся, как говорится, «разумное, доброе и вечное» в массы.

А что же Яндекс? В сентябре месяце он сделал попытку хоть как-то взять под контроль сложившуюся ситуацию. Попытку, на мой взгляд, робкую и малоэффективную. Некоторое количество сайтов получили так называемые «письма счастья» – уведомление в сервисе Яндекс.Вебмастер о санкциях за использование имитации действий пользователей поисковой системы. Не сказать, что санкции были немасштабными – в некоторых тематиках (самый характерный пример – тематика услуг по продвижению сайтов) топы обновились начисто. 

Но, во-первых, Яндекс почему-то отказался от привычно сопутствующих массовым поркам «программных» заявлений в духе «надо делать хорошо и не надо плохо», т.е не закрепил свою атаку психологическим эффектом. А, во-вторых, накрутчиков подобные санкции не очень-то испугали. Скорость вывода сайтов в топ позволяет им успешно применять «принцип таракана» – размножаться быстрее, чем тебя уничтожают. И вот новые сайты довольно скоро занимают места выпавших из топа «бойцов».

В общем, индустрия накрутки ПФ довольно быстро оправилась от удара и продолжает цвести буйным цветом. А Яндекс меж тем продолжает делать вид, что все под контролем. В ноябре 2020 года на конференции YAC 2020 было заявлено о самом большом изменении в поиске Яндекса за последние 10 лет, заложившем фундамент на следующие годы – технологии YATI, представляющей из себя мощную нейросеть для анализа текстов. Судя по описанию новой технологии, Яндекс продолжает углубляться в поиски смысла между запросом и документом, начатые в алгоритме «Палех» и продолженные в алгоритмах «Королев» и «Андромеда». Все это, конечно, чрезвычайно интересно для длинного хвоста микрочастотных запросов, таких как запросы с неочевидными опечатками, омонимическими сущностями и прочими лингвистическими прелестями, многие из которых задаются вообще один раз в жизни. Но в очередной раз практически не затрагивает традиционную сферу сеошных интересов – коммерческие высоко- и среднечастотные запросы. Ну, а здесь создатели яндексовских алгоритмов-трансформеров, живущие в парадигме «Без учета кликов построить конкурентную поисковую систему сейчас невозможно», оказываются легко одурачены – чем больше накликаешь, тем выше окажешься. Не смотря на все утверждения яндексоидов о наличии отдельных алгоритмов и подсистем для фильтрации клик-фрода, реальность демонстрирует, что накрутка успешно их обходит.

Впрочем, по части запросов даже наклик уже может не помочь попасть на первый экран поисковой выдачи – все больше мест по коммерческим и околокоммерческим запросам отдается в топе органики внутренним сервисам Яндекса и принадлежащим ему проектам. И это еще одна не слишком позитивная для SEO-специалистов тенденция уходящего года.

Что же касается Google, то уходящий год продемонстрировал отчетливый курс на усиление роли принципа E-A-T («Expertise, Authoritativeness, and Trustworthiness» / «Экспертность, Авторитетность и Надежность») в выдаче по запросам, относящимся к тематикам, попадающим по действие принципа YMYL («Your Money or Your Life» / «Кошелёк или жизнь»).  Два масштабных апдейта алгоритма Google May 2020 Core Update и December 2020 Core Update основательно перетряхнули выдачу в таких характерных для YMYL тематиках как здоровье, путешествия, право, финансы, недвижимость и т.п. Сайтам, не позаботившимся о соответствии принципам E-A-T, все сложнее получать органический трафик из Google. 

Также заметным событием стало появление в мае 2020 года в инструменте Google Search Console новых отчетов, относящихся к метрике «Page Expierense» («Удобство страницы»). При этом было объявлено, что в будущем эти сигналы начнут учитываться в алгоритме ранжирования. В ноябре обозначились точные сроки – сигналы, отражающие удобство страницы, будут учитываться при определении рейтинга страниц с мая 2021 г. У вебмастеров и SEO-специалистов осталось совсем немного времени, чтоб вывести свои сайты в «зеленую зону» отчетов.

В общем, Google демонстрирует устойчивый вектор на следующие приоритеты в ранжировании – авторитетность, экспертиза, надежность и удобство пользования. Значит, все-таки можно строить конкурентную современную поисковую систему не на одних только кликах? 

С наступающим!


Share this


1 Comment
Этот комментарий был удален администратором блога. - Hapus

Blog Archive

Технологии Blogger.