понедельник, 5 октября 2020 г.

Поведенческие факторы в Яндексе – империя наносит ответный удар

В начале 2020-года я писал о весьма плачевном состоянии ситуации с накруткой поведенческих факторов в Яндексе. И высказал предположение, что «если сотрудники Яндекса в ближайшее время не смогут справиться с ситуацией, то, боюсь, SEO-индустрия рискует окончательно свалиться в яму обмана и читерства».

Всё это время накрутка поведенческих в Яндексе продолжала цвести буйным цветом. Многие SEO-специалисты, уже не стесняясь, декларировали её в списке своих методов продвижения, и даже появились курсы по обучению накрутке в Яндексе с обладавшим доселе вполне благообразной личиной спикером. В общем, дело встало на поток.

И вот, как говорится, «не прошло и полгода». Вернее, чуть больше. В середине сентября многие вебмастера обнаружили в разделе нарушений сервиса Яндекс.Вебмастер неприятный сюрприз – уведомление, слово в слово повторяющее уже многими порядком позабытое «письмо счастья» от Платона Щукина образца конца 2014-го года:


Весьма показателен пример культового для сеошников запроса продвижение сайтов в московской выдаче Яндекса. Если верить данным сервиса Megaindex, то из сайтов, занимавших месяц назад топ-10, к 20 сентября в нем осталась буквально пара сайтов:

Причем, большинство бывших завсегдатаев первой страницы выдачи вылетело практически в никуда. 

Не исключено, что подобные вылеты могут быть обусловлены не санкциями, а просто тщательной фильтрацией накрученного трафика. Ведь появление многих сайтов в топе подобных высококонкурентных тематик связано именно с целенаправленной накруткой поведенческих факторов, и если ее результаты обнулить, то таким сайтам просто будет нечем «цепляться» за топ.  Однако массовое появление официальных уведомлений о нарушениях свидетельствует о том, что Яндекс решил-таки подключить и психологическое давление на накрутчиков.

Причем, именно наложение санкций, а не просто фильтрация искусственных поведенческих сигналов, свидетельствует о том, что Яндекс обладает определенной степенью уверенности в том, что «грязный» траффик был результатом целенаправленных действий владельцев сайта. Это довольно тонкий момент, так как, во-первых, все чаще начинают раздаваться голоса о том, что теперь можно легко выбить конкурента из топа, заказав для него как можно более «топорную» накрутку, а во-вторых, что сайты могут безвинно пострадать в результате так называемой «прокачки профилей», когда боты, предназначенные для последующей накрутки ПФ, сначала пытаются имитировать действия обычных пользователей, кликая по результатам поиска без определенно заданной цели по накрутке определенного сайта. 

Голоса эти сопровождаются утверждениями о том, что сайты, которые якобы ни сном, ни духом и не помышляли о накрутке, вдруг теряют десятки, а то и сотни позиций. Между тем, мой многолетний опыт работы в SEO-индустрии свидетельствует о том, что, как правило, дыма без огня не бывает. Довольно распространена ситуация, когда владельцы сайтов умалчивают от текущего подрядчика или аудитора о том, что они пользовались неблаговидными методами продвижения, а подрядчик, веря им на слово, кипит благородным гневом, заявляя о санкциях за действия третьих сил. Так же не исключена ситуация, когда подрядчик использует неблагоприятные методы продвижения без согласования с владельцем сайта, а когда клюет жареных петух, пытается сохранить хорошую мину при плохой игре, сваливая свои ошибки на мифических недоброжелателей.
Но, в любом случае, вероятность ошибки второго рода (то есть принятие неверной гипотезы о связи владельца или продвиженца сайта с «грязным» трафиком) исключать нельзя. Надеюсь, что сотрудники Яндекса делают все возможное, чтоб ее минимизировать или вовремя исправить. 

Недавно я столкнулся с весьма любопытным случаем, когда аудируемый сайт получил катастрофический вылет по большинству запросов из обозримого топа за пределы сотни поисковой выдачи. В общем, имела место достаточно тяжелая пессимизация, характерная для очень грубых нарушений, к которым относится и накрутка ПФ. При этом в сервисе Яндекс.Вебмастере уведомления об ограничениях отсутствовали. Заказчик утверждал, что ничем предосудительным не занимался, и у меня не было оснований ему не доверять. Переписка со службой поддержки Яндекса («платонами») имела любопытный характер. Они не признали ни наличие, ни отсутствие санкций, что само по себе достаточно нетипично, и пообещали запросить информацию у технических специалистов. В результате через две недели молчания «платонов», позиции сайта вернулись на прежний уровень, а в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию, они ответили, что на данный момент ранжирование сайта осуществляется без каких-либо ограничений. При этом они не могут сказать, какие ограничения были до этого, так как после успешной перепроверки информация о действовавших ограничениях якобы не сохраняется. Подтвердив, кстати, факт, что наложенные на сайт ограничения не всегда могут отображаться в Яндекс.Вебмастере. 

В общем, мне очень хотелось бы надеяться, что сотрудники Яндекса действительно адекватно реагируют на сигналы о возможности ложного срабатывания алгоритмов антиспама. Владелец сайта потерял пару недель поискового трафика, но, считаю, отделался малой кровью.

Резюмируя, хотелось бы подчеркнуть, что налицо явное стремление сотрудников Яндекса взять под контроль ситуацию с массовыми накрутками поведенческих факторов. Что, в свою очередь, несомненно, не может не внушать определенный оптимизм, особенно после очень продолжительного застоя. И очень хотелось бы надеяться, что стремление это будет сопровождаться максимально адекватными действиями.

Share this


0 Comments

Blog Archive

Технологии Blogger.