четверг, 14 апреля 2016 г.

В поисках серебряных пуль

Открываю рубрику «Записки уездного доктора». Почему уездного доктора? Да был такой замечательный персонаж в исполнении Леонида Броневого в фильме «Формула любви».
Один из моих любимых кинематографических персонажей, которого отличает здоровый скептицизм на основе богатого жизненного опыта. Его простые и ёмкие ироничные комментарии к ловким фокусам графа Калиостро по сути являлись разоблачениями трюков, призванных вводить людей в заблуждение. Вот эту роль уездного доктора я и попробую сыграть в применении к современным трюкам и фокусам, практикуемым определенными людьми в области моих профессиональных интересов – в области SEO.
Десятилетний период торжества платных ссылок на отечественном рынке SEO породил одну очень неприятную вещь – а именно устойчивую парадигму, что успех в поисковом продвижении достигается не на уровне организации сайта, а где-то вовне его. Что практически любой сайт можно продвинуть, ограничиваясь лишь косметическими правками в его основном содержимом, а всё остальное – дело каких-то изощренных внешних практик. Ну, и отчасти внутренних, если под ними подразумевается невмешательство в основную структуру представления информации на сайте, а дело ограничивается редактированием отдельных зон документов (SEO-текстов) и генерацией спецстраниц («лендингов»). Но, в общем-то, основная доля успеха в продвижении подразумевалась именно за счет покупки ссылок. Именно они играли роль «серебряных пуль», «волшебного эликсира», «лома, против которого нет приема».
Крестовый поход Яндекса против индустрии платных ссылок, предпринятый им в последние два года, серьезно пошатнул их значимость в нише «серебряных пуль» SEO. Но свято место пусто не бывает, и тут же на арену начали вылезать новые фокусники с новыми трюками. Рассмотрю первую, на мой взгляд, тройку из них.
«Кластеризация по топу». Трюк, основанный на вере людей в какие-то скрытые ото всех связи между сущностями, познав которые, можно легко добиться успеха. Декларируется, что запросы, по которым продвигается страница, могут как помогать, так и мешать друг другу. Если правильно понять, какие запросы в семантическом ядре «магическим образом» выталкивают друг друга в топ, то чисто косметическими правками контента можно добиться феерических результатов. Понятное дело, что правильно понять это могут только платные сервисы, способные перемалывать «бигдату» поисковой выдачи. Никаких пруфов и доказательств, только смутные намеки на тайные знания, полученные из инсайдерских закромов. «Кластеризация по топу» возводится по сути в религиозный культ, служители которого (по совместительству держатели тех самых платных сервисов) всегда готовы укрепить сомневающихся адептов в правильности веры. А по существу вопроса – так была на этот счет у дедушки Крылова известная басня, которая гласила, что от перемены мест музыкантов качество их игры не меняется.


«Контент-маркетинг». В общем-то, контент-маркетинг как таковой есть вполне себе самостоятельная дисциплина, имеющая весьма отдаленное (если не сказать больше) отношение к SEO. Но в последнее время некоторые трюкачи пытаются завернуть в эту благообразную обертку свои старые сеошные практики.  Когда у новоиспеченных апологетов «контент-маркетинга» в их проповедях начинают проскальзывать словечки типа «иерархия URL» или «наличие сайтов трастовых каталогах», не надо быть совершенным дураком, чтобы понять, что речь на самом деле идет о старом добром SEO. И что пуля из, скажем так, не совсем подходящего материала, завернутая в новую блестящую упаковку, не становится от этого серебряной. В сухом остатке – тупо подмена понятий в попытке отжать под новым соусом слегка потерявшую берега сеошную клиентуру. Но как говорил Козьма Прутков, «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим», и вообще «Бди!»


«Крауд-маркетинг». Под этим внешне благообразным термином скрывается не что иное, как старый «добрый» ссылочный спам в любые формы user-generated content’а (UGC) на сторонних ресурсах – посты в форумах, комментарии в блогах, социальных сетях и т.п. Способ, старый как сам интернет. И давно известный в том числе и поисковым системам, которые так же давно научились его вполне эффективно распознавать и отфильтровывать. Но трюкачами на голубом глазу утверждается, что сейчас, в условиях, когда идет борьба с покупными SEO-ссылками, именно типа «естественные» ссылки, отложенные в разнообразнейших местах UGC, обязательно дадут свои плоды в плане SEO. На чем основывается уверенность, что сейчас поисковые системы вдруг позабыли все свои прежние наработки – остается только догадываться. Хотя на самом деле поисковые системы ничего не забыли, а просто разыгрывается очередной трюк со впариванием давно просроченного товара в новой упаковке. В общем, как гласит старый афоризм из толково-фразеологического словаря Михельсона, «как тебя ни назови, все от тебя не розами пахнет»
 


Вы спросите, так а где же сейчас эти «серебряные пули»? Где чудесные методы манипуляции алгоритмом? Я же сделал офигительный сайт, и вообще, у всех сайты почти одинаковые, там улучшать уже практически нечего, надо искать то, чем всех победить, где-то в другом месте, например, ссылочек входящих побольше насыпать, словечки ключевые в SEO-портянке поправильней перетасовать и тому подобное. Так вот я вам скажу – надо внимательно присмотреться именно к вашему сайту как к средству представления информации пользователю. Залог успеха в современном SEO лежит именно внутри сайта. И улучшать там наверняка есть чего.

Share this


6 Comments
avatar

Спасибо за статью, однако есть пара вопросов уездному доктору:
1. Не могли бы подробнее раскрыть тему про кластеризацию по ТОПу, чем она так плоха? Если ей не приписывать магических свойств точности соответствия текстовым факторам ПС, то она здорово экономит время на группировку и создание структуры сайта (конечно, зачастую приходится логически перегруппировывать запросы, но все же...)
2. Каким вы представляете поисковое продвижение в нынешних реалиях?

Reply
avatar

Согласен с первым пунктом. Автоматизация сильно обленчило ручной труд разбивки запросов. А в остальном Сергей прав.

Reply
avatar

И Крылова вспомнили, и Козьму Пруткова, и даже Михельсона! В закладки :)

Reply
avatar

Андрей, что касается кластеризации, то я уже довольно подробно высказывался на этот счет в рассылке Сёрча: http://www.searchengines.ru/articles/kargo_kult_klas.html

А на второй вопрос позволю себе ответить цитатой Пьера Ферма: "Я нашёл этому поистине чудесное доказательство, но поля этой книги слишком узки для него" :)

Reply
avatar

Сергей, а ссылка на вики зачем? Для авторитета? ;)

Reply
avatar

Отнюдь. Просто из опасения, что далеко не все из современных сеошников знают, кто такой Козьма Прутков

Reply

Технологии Blogger.